О нас‎ > ‎Пресса о нас‎ > ‎Пресса‎ > ‎

2016 - заметка "Тренер дешевле травматолога" в блоге HR-клуба на портале arplata.ru

Отправлено 28 июн. 2016 г., 04:27 пользователем Yan Dolomanov

Тренер дешевле травматолога

Сколько денег компании в пустую тратят непрофессиональные водители и почему за это несет ответственность HR? Ян Доломанов, директор по развитию учебного центра «Актив-Безопасность», нашел три общих проблемы HR-менеджера и водителя служебного автомобиля.circle

— Бизнес-автопарк нашей страны — почти 4 миллиона малотоннажных грузовиков и фургонов, 3,7 миллиона средних и тяжелых грузовиков и почти 400 тысяч автобусов. Вместе это уже 8 миллионов автомобилей, даже без учета легковых автомобилей, используемых юридическими лицами (данные на 1 января 2016 г по даннымautostat.ru). Что чаще всего создаёт компаниям — их владельцам проблемы с безопасностью движения? Человеческий фактор. И тут возникает много общих интересов у руководства автопарка, у HR-менеджеров и у сотрудников, управляющих корпоративными транспортными средствами (а это не только профессиональные водители: тут и торговые представители, и сервисные специалисты, и менеджеры с автомобилем, включённым в соцпакет).

Есть в связи с этим три проблемы, которые часто называют очень похоже, но за которыми стоит совершенно разное содержание для корпоративного водителя и для управленца, за этого водителя отвечающего.

 

Проблема №1: «Всё под контролем!»

Два «возраста водителя» подводят его излишней самоуверенностью: после года вождения и после 10 лет. Это общая статистика — хотя есть люди, которые считают, что у них-то всё по-другому.

Опасная иллюзия управленцев — что всё под контролем государства. Да, ГИБДД не только регулирует выдачу «прав», но и штрафы выписывает, и ДТП оформляет. Но всегда ли в компании видна общая картина: сколько и каких штрафов «привозят» разные категории водителей в разбивке по регионам? Все ли ДТП известны? Есть ли обзор по ним? Как сравнить аварийность, если в регионе «А» 30 машин, небольшие пробеги, но 70 аварий в год — а в регионе «Б» 130 машин, пробеги по 200 км в день, а аварий — 150 в год?  А если на эти вопросы нет чётких ответов — то как можно управлять тем, что не научились пока измерять и контролировать?

 

Проблема №2: «Куда он едет, … [животное]!»

Для водителя, даже вполне владеющего навыками управления и ведущего себя осмотрительно, поведение других водителей может оказаться сюрпризом и поводом для эмоций. Для управленца сюрпризом может оказаться, что сотрудник уехал совсем не туда, куда должен был. Такую проблему водителя хорошо решают тренинги по защитному вождению, позволяющие не попадать в ситуации, из которых пришлось бы выкручиваться. Начинается такой тренинг с необходимости “достучаться” до водителя, который порой уверен, что вот у него-то лично всё хорошо и с ним ничего не может случиться. Вместе с ним разобраться, какого рода риски ждут нас на дорогах, в чём корневая причина аварий, можно ли от неё защититься и как. Нужно разобрать три ключевые фактора безопасности, которые всегда под контролем водителя: его скорость, пространство вокруг и его наблюдение, приводящее к своевременным действиям. Ну и конечно, как эти факторы работают в совокупности, защищая водителя в типовых и экзотических дорожных ситуациях.

Проблему для менеджера, что водители не придерживаются целей и маршрутов поездок, решают сочетание политик и процедур (в особенности по управлению поездками) в сочетании с бортовыми системами мониторинга (БСМ, также называемые «чёрные ящики» — онлайн собирающие информацию о том, где и как эксплуатируется автомобиль компании).

 

Проблема №3: «Поговорили — разошлись»

Когда водитель удостаивается «воспитательной беседы» об опасном вождении со своим руководителем или HR бизнес-партнером, чаще всего звучат аргументы «что ж ты так», «езди аккуратнее», «будь внимательнее» и прочие призывы за всё хорошее против всего плохого. Какую конкретную пользу может извлечь сотрудник из такого разговора? Каким приёмам вождения он научился, какие свои ошибки осознал, что решил делать по-другому?

А на совещаниях руководству приходится «на коленке» придумывать решения, которые не всегда самые эффективные: провести собрание, написать приказ, вызвать «на ковёр»…Чем же на самом деле может управлять компания в стремлении к безопасности движения?

 

Лучшие практики в нашей стране показали, как решительно снять в автопарке проблемы аварийности. Необходимо внедрить и комплексно применять 5 ключевых практик:

  1. Личное стремление первых лиц компании к улучшению БДД и снижению аварийности парка (вопрос акционера: «если директор не может добиться от водителей порядка — как он справится со всем бизнесом?»)
  2. Эффективные политики, стандарты и процедуры в отношении автотранспорта в компании
  3. Действенные административные инструменты и практики («две неотвратимые морковки» поощрения и наказания, их быстрота и регулярность, информированность сотрудников)
  4. Инструменты и практики контроля и мониторинга водителей («нарушаю — позвони», БСМ, проверки, осмотры и рейды)
  5. Отбор и тестирование, обучение и развитие сотрудников как водителей (требовать тогда, когда научили. «Тренер всегда дешевле травматолога»).

Разумеется, для каждой компании реализация этих пяти практик должна быть индивидуальной. При этом такой опыт есть, он доступен и приводит к значительному (до 51%) снижению аварийности и практически искореняет травмы с потерей трудоспособности.


https://blog.zarplata.ru/2016/06/21/

Comments