Частота встречаемости — 70-75% от общего числа людей всех возрастов. Классический представитель основной массы автомобилистов. Уместна аналогия с Арамисом. Именно он терял платки любимых женщин, был довольно скрытным, часто впадал в депрессию и мысленно уносился в лучшие времена, собираясь стать священником, и отрешиться от мирской суеты и проблем. Основной принцип существования: «Завтра, завтра — не сегодня!» Особенности — консерватизм, нежелание перемен, склонность к устоявшимся шаблонам и стереотипам поведения, нежелание и неумение принимать решения, боязнь всякого рода ответственности, стремление избегать действий и поступков, в большинстве которых усматривает проблемы, неприятности и опасность. Озабочен, полон сомнений, недоверчив, легко поддается влиянию «авторитетных» людей и СМИ. За рулем внимание распылено, сознание находится либо в прошлом, либо в будущем, контроль за ситуацией недостаточный и непродолжительный. Характерные водительские стереотипы — «Если ехать 60 км\ч в среднем ряду и не нарушать правил — все будет хорошо», «Повышать водительское мастерство?! Я, слава богу, 15 лет за рулем, и все нормально!». Отношение к автомобилю: склонность к «очеловечиванию» его в первое время после приобретения. Проявляется в наличии на автомобиле единичных дорогих аксессуаров, или игрушек, часто не вписывающихся в целостный внешний вид машины. Приобретая подобные игрушки или аксессуары — делает автомобилю подарок, подсознательно пытаясь «быть как все», «задобрить дух машины, приобрести ее расположение», надеясь тем самым переложить на машину часть ответственности за безопасность, типа: «я тебе подарил — вози меня хорошо!». После того, как автомобиль приобретает первые косметические дефекты (небольшие царапины или вмятины), или приносит своему хозяину мелкие неприятности, например ТО, выход из строя датчиков, необходимость замены лампочки, отношение к автомобилю становится чисто потребительским с примесью ожидания дальнейших проблем от машины, желания от нее избавиться. «Каждый, у кого нет машины — мечтает ее купить, каждый, у кого есть машина — мечтает ее продать». Как правило — не знает элементарных технических и эксплуатационных особенностей своего автомобиля, например: давление в шинах, местонахождение блока предохранителей, оптимальное соотношение оборотов двигателя и крутящего момента и т.д., так как не изучил руководство по эксплуатации. Имеет поверхностные представления о ПДД, опирается на свой опыт и на поведение других участников движения. Управляет наиболее часто встречающейся в данном регионе моделью автомашины — «как у всех». Машина обычно чистая, но не всегда полностью технически исправная: просрочено очередное ТО, не работает указатель поворота или стоп-сигнал. Характерный индикатор этого психотипа — отсутствие воды в бачке стеклоомывателя, что хорошо видно по следам бесплодного движения дворника заднего стекла (у кого они есть). Нередки косметические дефекты — разбитый подфарник, вмятины на бамперах от неудачной парковки, поцарапанные колесные диски… Манера управления непритязательная и недостаточно квалифицированная. Причина — в низкой концентрации внимания за рулем и в завышенной самооценке. Не всегда в состоянии наметить оптимальный маршрут для движения и оценить время в пути т.к. не планирует форс-мажор, например: пробки или пробитое колесо. Интересно, что поставив «запаску», обычно забывает заехать в шиномонтаж, о чем потом горько жалеет. Не всегда помнит о приближающемся нужном перекрестке, поэтому на светофоре от него можно ждать сюрпризов, типа внезапных поворотов из среднего ряда направо или налево, не включая поворотники. Часто встречающаяся фраза после ДТП: «Откуда ты здесь взялся?! Я тебя не видел!!!». Со слов водителя, самая большая проблема на дороге — движение в пробках, обилие «козлов», отсутствие мест для парковки. Неуверенные маневры, неправильное использование указателей поворота, скорость движения, не согласующаяся со скоростью потока, скованная водительская посадка, частое торможение без видимых причин, несоблюдение рядности при проезде перекрестка, отсутствие кооперации своих действий с другими водителями, не верно выбранная дистанция за впередиидущим автомобилем. Часто беседует с пассажирами на отвлеченные темы, рассказывает анекдоты, еще более отвлекаясь от управления, или же, наоборот хранит напряженное молчание, зафиксировав взгляд на корме предыдущего автомобиля. И в том, и в другом случае — не достаточно осмотрителен и «не злоупотребляет» зеркалами заднего вида. Если машина новая, то, как правило, застрахована в компании, предложенной в автосалоне или широко рекламируемой. Очередной взнос может быть по-рассеяности пропущен. При ДТП не уверен в собственной правоте, поэтому начинает разговор с печальной улыбкой на лице, однако, если чувствует, что теряет контроль над ситуацией — становится агрессивным, особенно по отношению к женщинам (способен на брань и хамство). Разговор с ним часто неконструктивен, т.к. он не может однозначно определить, чего хочет и кто виноват. Договориться вряд ли удастся, он может менять свою позицию на строго противоположную — надо вызывать ГАИ. |